CАНКЦИИ НАМ НЕ СТРАШНЫ

«Федерация ассоциаций европейских фермеров по разведению оленей» (FEDFA), представляющая отрасль выращивания оленей в Европе, опубликовала информацию о состоянии дел. В России с февраля этого года действует новый классификатор продукции, в раздел сельхозпродукции которого были добавлены все подвиды благородного оленя и лань. Поэтому можем сравнить: как обстоят дела у них и как у нас. 

Активное выращивание оленей на фермах в Европе началось в 70-х годах прошлого столетия. Спустя несколько лет 8 европейских стран, а именно: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды, Испания и Великобритания в 1990 г. на встрече в Лондоне основали «Федерацию ассоциаций европейских фермеров по разведению оленей (FEDFA). Цели FEDFA, обозначенные в её Уставе: «обеспечивать интересы отрасли в ЕС», «стимулировать науку и практику ведения с/х, поощряя и улучшая эффективность племенного разведения оленей, оленеводческих хозяйств и маркетинг товаров», «внедрять исследования в предмет племенного разведения оленей, фермерства и всё, что с этим связано, обмениваться достижениями и публиковать результаты», «создавать и поддерживать список ассоциаций-членов и вести статистку отрасли» и «обеспечивать интересы отрасли по отношению к странам третьего мира», — не изменились спустя 20 лет. Данные показывают, что FEDFA представляет более 10 000 фермеров по разведению оленей из 16 стран, которые владеют  более 300 000 животными. В качестве примера — Германия, где находится самое большое количество ферм по разведению оленей (6000 ферм). Фермы в Германии главным образом небольшие, занимающие участки ок. 5 га, с плотностью содержания от 3 до 7 оленей на га. Ясно, что маленькие фермы продают свою продукцию только в местном масштабе и не могут влиять на рыночные условия в масштабах страны. Однако информация поражает, потому что в мясном рационе среднестатистического немца оленина занимает 30%. 

Страна, в которой государством организовано более заметное производство, — Великобритания, где создана «Схема гарантии качества», которая позволяет снабжать супермаркеты мясом диких животных и  продукцией из мяса диких животных. Поэтому их продукция может наиболее эффективно конкурировать с импортируемым мясом диких животных за счет своего лучшего качества. Но это вовсе не означает, что Великобритания не импортирует мяса диких животных. Конечно, всё дело в цене. 

Согласно данным, опубликованным в январе 2014 г. в официальном журнале оленеводческой отрасли в Новой Зеландии, 8 европейских стран находятся в 10-ке лидеров по импорту замороженного мяса диких животных из Новой Зеландии общим объемом 11 658 т (76 % всего экспорта из Новой Зеландии) и стоимостью около 93  млн. Евро (в 2013 г.). Всё это мясо диких животных, а именно мясо 300 000 молодых оленей (в возрасте 12 -16 месяцев)! Таким образом, для вытеснения импорта мощность производства европейских ферм по разведению оленя должна быть удвоена с гарантией продажи для удовлетворения возрастающего спроса европейского рынка. Это также хорошая возможность для инвестиций, чтобы охватить больше операций и быть в состоянии произвести большее количество мяса диких животных при более высокой производительности и эффективности. Когда я упомянул Германию, как страну с наибольшим количеством ферм, с другой стороны, это  самый крупный импортер мяса диких животных из Новой Зеландии (5 284 т). Средняя экспортная  цена мяса диких животных из Новой Зеландии — ок. 8 Евро за 1 кг. Почему Новая Зеландия так успешна? Исторически началось с того, что мясо диких животных было вторичным продуктом, а панты — первичным, что позволяло новозеландцам экспортировать мясо диких животных по конкурентным ценам. Эффект получился противоположенный: в 2013 г. мясо диких животных составило 72.4 % всего экспорта оленеводческой продукции, а панты – всего лишь 9.4 %. Тяжело поверить, что ЕС под влиянием Общей сельскохозяйственной стратегии будет субсидировать тех фермеров, которые будут сокращать  производство  посредством поддержки экологически сфокусированных территорий («озеленение»). Не будет поддержки отрасли европейских фермерских хозяйств по разведению оленей в направлении увеличения их производства для ограничения импорта мяса диких животных, которое Европа в состоянии легко произвести сама. Потенциал  оленеводческой отрасли в Европе дает и возможность экспорта в Азию. В последнее время вслед за растущим спросом на более здоровую оленину в Европе проявился интерес китайцев к импорту мяса, пантов и рогов. Чтобы удовлетворить этот спрос, должна быть лучше налажена связь между ассоциациями — членами, чтобы было возможным организовать сбор большого количества запрашиваемой продукции (такой, как панты, рога, сухожилия, хвосты, пенисы и пр.). Другие возможности для Европы — продажа племенного материала высокого качества в такие страны, как Россия, Белоруссия, где происходит становление отрасли по разведению оленей  на трофеи и на мясо. Поэтому ассоциация поставила перед собой задачу повлиять на властные структуры, уделить побольше внимания на этот вид деятельности. 

В 2013 г. была создана «Международная Ассоциация заводчиков оленей и других видов диких копытных животных» (IDUBA) как коммерческая организация для обмена достижениями в направлении увеличения экономического потенциала всей отрасли по разведению оленей в Европе, включая оленеводческое фермерство.

А как же обстоят дела в России?

Достаточно широко этот вопрос я осветил в своих статьях «Продуктивный вольер» (Национальный охотничий журнал «ОХОТА» № 3 / 2013 г.), и «Может ли охотхозяйство быть рентабельным» (журнал «САФАРИ» № 2 / 2012), но кое-что с тех пор изменилось. Рынок заметно активизировался в направлении организации строительства вольеров для будущего выращивания оленей на фермах. Люди-то путешествуют, почувствовали вкус оленины и поняли, что будущее за фермами такого рода в охотничьем и сельскохозяйственном бизнесе. Килограмм оленины можно вырастить на 30% дешевле говядины, а стоимость продажи на 300% выше. Основным толчком послужило распространение африканской чумы среди кабанов. В действующих и раскрученных охотхозяйствах возникла необходимость замены быстро размножающихся кабанов как основного охотничьего животного другими видами животных, способными обеспечить стабильное существование.

Россия с её необъятными просторами просто создана для выращивания оленей!

Как известно, владельцами охотхозяйств стали люди небедные. Они, как правило, умеют считать деньги. Сначала поразвлекались в собственных угодьях. Некоторые выкупили колхозы, чтобы им не мешали. Потом появился вопрос: чем же компенсировать издержки? Некоторые скупили паи, оформили сельскохозяйственную землю под вольеры для содержания диких охотничьих животных, чтобы пополнить объекты охоты и расширить виды охотничьих услуг. Выходит, что заморожены огромные активы, а отдача пока только для удовольствия очень узкой группы богатых людей. Производственный потенциал не работает. 

Все вопросы находились в компетенции Департамента в Министерстве природных ресурсов. Проходят годы и по очереди разные группы охотничьих лобби пробуют повлиять на направление работы, чтобы охотничья отрасль заработала, но никак не получается найти общий язык. В сентябре 2012 года уже президент Путин В.В. вмешался и приказал работать над увеличением численности охотничьих животных, но разумных действий что-то не видно. Только что прозвучала информация о том, что в качестве отчёта об исполнении поручения президента ищут виновных, не выполнивших его — письмо вице-премьера Хлопонина А. от 06 июля 2014 г., на основании которого МПР, несущее ответственность за охотничьи дела в стране, должно представить кандидатов для наказания). Не смешно.

В июле опубликована правительственная программа развития охотничьего хозяйства «Стратегия развития охотничьего хозяйства в РФ до 2030 г.», которую все критикуют. Я считаю большим достижением уже тот факт, что властные структуры вообще сочли важным существование охотничьего хозяйства в России и даже деньги на это в бюджете запланировали. Деньги-то понятно, как разойдутся. Директор Департамента Берсенев А. ликует, потому что это он считал, что основным тормозом для развития охотничьего хозяйства, была нехватка денег. Я считаю,  выделение денег  только увеличит коррупцию и армию легальных браконьеров. Охотпользователям деньги и так не достанутся. А им они и не нужны. Угодья переданы в пользование, как правило, богатым и очень богатым людям, для которых дополнительное капиталовложение не предоставляет собой никакой проблемы, если при этом они будут иметь экономический стимул и законные гарантии. Дело за малым. Определить правила.

Вслед за публикациями профессора Данилкина А. многие  применяют понятие «Фермерское охотничье хозяйство». Это своего рода сельскохозяйственное животноводство, при котором предприятие, занимающееся охотой, выращивает оленей в вольерах, а также производит для них корма. Орудие убоя только другое. Госструктуры относились к этому по-разному. Но главное, что такая интерпретация повлияла на отстранение всякого охотнадзора от попыток применения сложных коррупционных схем проектирования, согласования и оформления разрешений на строительство вольеров, а также содержания в них животных. Счастье, что эти попытки ушли в небытие. Если животные не изъяты из дикой природы, то стали их причислять к домашним животным. Возможно, поработало лобби,  потому что элита российской власти владеет охотхозяйствами и землей с построенными вольерами. В сельскохозяйственную деятельность (как вид деятельности) такие хозяйства как-то  повсеместно не вписывали, хотя северный олень на Севере, марал на Алтае и пятнистый олень на Дальним Востоке считались сельскохозяйственными животными. Психологически всем казалось, что это аборигенный вид деятельности, потому что других животных выращивать там просто невозможно. В этом году вице-премьер Дворкович А. утвердил новый «ОК 034-2014, Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности». И вот неожиданность. Неожиданность, потому что больше полугода никто из заинтересованных кругов даже и не заметил факта государственного определения того, что все олени и лани являются отныне, в том числе, сельскохозяйственными животными. В том числе, потому они относятся и к диким охотничьим животным. Но опять же нет документа: где и какую классификацию следует применять. По логике  животные в лесу – это дикие охотничьи животные из группы 01.7 Животные в вольере, выращиваемые на мясо, — это сельскохозяйственная продукция из группы 01.49 классификатора. Спор  может разгореться, если охотпользователь в соответствии с «Законом об охоте» кроме занятия охотничьей деятельностью приобретёт землю сельхозназначения, огородит её, будет там содержать и выращивать оленей на племя, на панты, на мясо и для охоты. Охота не входит в вид сельскохозяйственной деятельности, а отстрел является только способом убоя животного, где туша — это сельскохозяйственная деятельность, а рога — охотничья. При чём иногда стоимость рогов во много раз дороже туши.

Если владелец ведёт хозяйство на свой страх и риск за свои деньги и от государства ничего не хочет, то на самом деле никого ничто не интересует. Такая выработалась практика. Но ведь более масштабная деятельность выращивания оленей — это госпланирование, субсидии, льготы, господдержка, ветобслуживание, контроль качества и прочее. В России работают уже десятки вольеров площадью от 50 га до 3000 га с численностью от несколько сотен до 3000 оленей и кабанов. Небольших просто не сосчитать. С оленями всё понятно, все они уже сельскохозяйственные животные, а вот кабаны — нет. Где и какую статистику следует применять? На какую господдержку претендовать? По правилам это субъект федерации должен определять условия разнообразных видов деятельности, необходимых региону, но мы знаем, что в России, если из центра не поступили правила, указания и поручения, то по собственной инициативе ничего не делается. Если по инициативе инвестора будет рассматриваться вопрос, то всё будет происходить по схеме: на кого попадёшь. Само собой напрашивается, чтобы Министерство Сельского Хозяйство дало бы народу понять, что страна заинтересована в таком виде деятельности, как выращивание оленей. Сейчас вопрос актуален, как никогда. Санкции. Экономическая безопасность. Факт, что Россия импортирует мясо диких животных. Сколько никто сказать не может. Сейчас не будет импортировать. На прилавках его не будет. Но почему бы россиянам не начать питаться более полезным для организма мясом?  А вообще-то, на всем земном шаре нет страны с такими возможностями выращивания оленей, как в нашей. Огромные территории необрабатываемых земель сельхозназначения. Частично заросшие лесом земли — фантастические условия для содержания оленей. В стране всё имеется. Специалисты со знанием технологий содержания оленей. Производители сбалансированных кормов, лизунцов и снаряжения для организации и выращивания оленей. Нужно только одно — стимул для инвесторов. Страна может кормить собственное население более качественным мясом и наводнить мясом диких животных весь мир. Производить целебную продукцию на базе пантов. Предлагать оздоровительные и охотничьи услуги.

Автор: Мирослав Мадейски

”Охотклуб Дианы”