Как работают наши соседи

Мараловодство Казахстана в прошлом столетии было представлено в трех совхозах Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, где содержалось более 15 тысяч голов маралов и пятнистых оленей.

Высокосортные панты отправляли на экспорт в страны Юго-Восточной Азии. Мелкие и низкосортные использовались на фармпредприятиях страны для получения пантокрина. Продажу пант на экспорт проводило лишь одно объединение. Жесткая централизация реализации пантов на  внешнем и внутреннем рынках позволила удерживать высокие цены и добиться рентабельности продукции мараловодства в отдельные годы более тысячи процентов.

Положение резко изменилось в 90-х годах прошлого столетия. Реформы сельского хозяйства в постсоветский период кроме положительных, также имели и ряд негативных последствий. Так, приватизация маралохозяйств привела к раздроблению крупных совхозов и созданию более 30 мелких и средних хозяйств, большинство которых не знали специфику и не имели опыт ведения отрасли. Пантовая продуктивность и одновременно качество пантов постепенно снижалась.

Централизованного закупка пант не стало. Каждый фермер продавал товар самостоятельно, цены ставил по своему усмотрению. В это же время основные импортеры пантов – южно-корейские фирмы, согласовали и разделили рынки Сибири и Казахстана. В Казахстан приезжал только один бизнесмен, который диктовал закупочные цены. Разрозненность производителей пантов, отсутствие нужной информации по мировым ценам позволило перекупщикам постепенно снизить закупочные цены пант с 800 долларов США в 1990 году до 150-180 долларов США в 2000 году. В результате отрасль стала убыточной и мараловодство столкнулось с угрозой исчезновения.

Хозяйственные субъекты, в данном случае простые крестьяне, не видели дальнейшей перспективы. Государственные органы  в лице управления сельского хозяйства разных уровней посчитало,  что мараловодство не является важной отраслью и ее можно не субсидировать.

Подобное положение привело к осознанию мараловодами необходимости объединения и создания своей Ассоциации, что и произошло в 2000 году. На первом этапе объединение информировало хозяйства о текущих закупочных ценах пантов на международном рынке. В дальнейшем члены ассоциации  стали проводить более действенные мероприятия.

Для финансирования хозяйств в ассоциации инициировали создание в двух районах отделений Аграрной Кредитной Корпорации, через которые мараловоды стали получать льготные кредиты, вышли с предложением о государственной поддержке путем субсидирования, внесли предложение в Парламент РК о господдержке мараловодства и выступили в 2002 году с программой развития. По результатам было принято решение о субсидировании племенного маточного поголовья маралов и пятнистых оленей.

С 2009 года госорганы области с приходом нового руководства начали активно поддерживать проекты по развитию мараловодства. Ежегодно выделялись бюджетные средства в виде  субсидии для племенного поголовья –  более 50 млн тенге. В хозяйствах организовали отделения для отпуска пантопроцедур в период срезки пантов. Для этих процедур используется водный отвар, который  остается после консервации пантов. Практически это технологический отход, который стал приносить хозяйствам и существенный доход. Инициировали и создали отделения пантопроцедур в крупных санаториях республики и профилакториях промышленных предприятий. Самые крупные из них открыли в Астане и курортной зоне Бурабай.

В 2014 году при участии маралохозяйств Восточно-Казахстанским НИИ сельского хозяйства и Ассоциации совместно с Акиматом области, областным управлением сельского хозяйства провели в Усть-Каменогорске и Катон-Карагайском районе VI Всемирный конгресс оленеводов, где приняли участие более 100 оленеводов из России, Китая, Кореи, Новой Зеландии, Швеции, Канады, Австралии, Нигерии. Мараловодство Казахстана стало узнаваемым на мировом уровне. Цена пант поднялась до 300-340 долларов США за килограмм. С 2015 года по линии МСХ РК начата научная программа «Разработка интенсивных технологии в пантовом оленеводстве на современном этапе».

По вышеподведенной хронологии можно проследить роль и результаты взаимодействия хозяйствующих субъектов, общественных объединении, государственных органов. На данном примере можно показать результативность совместных усилий государственных органов, предприятий и общественных объединений, которое позволило поднять частные хозяйствующие субъекты на новый уровень развития.

В дальнейшем планируется создание научно-производственного центра мараловодства с привлечением хозяйств, научных и образовательных учреждений, органов здравоохранения, промышленных предприятий, туристических фирм и инвесторов.

 

Н. ТОКТАРОВ,

канд. тех. н-к,

член-корр.Нац. Инж. Академии РК,

 эксперт по направлению «мараловодство»